Блог товарища СталинаСегодня среди политиков модно заводить блоги.
Моду эту завел сами-знаете-кто, ну а потом вся властная вертикаль подхватила.
Цели вроде как благие: мол, гражданин, напиши
куда следует в бложик, власть примет меры.
Каждый случай принятия мер, как по команде, подробно освещается неподкупным телевидением и неангажированными газетами - точнее, они реагируют на каждое шевеление бровями блоговладельца, а вот развитие ситуации интересует их в куда меньшей степени.
Конечно, зачастую все это преподносится под давно прокисшим соусом - мол, "при старом режиме" не было у власти никакой обратной связи, потому и творилось внизу такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Ну и подразумевается, что сейчас-то, при развитой блогосфере, таких страстей, как раньше, быть не может - как запахло керосином, беги к клавиатуре, стучи кнопочками, и справедливость не заставит себя ждать.
читать дальшеПравда, несмотря на блоги с фейсбуками, как вымирало в стране по 700 тысяч человек (как при ЕБН, который вместо того, чтобы в блог зырить, все с документами работал), так и вымирает. Как разваливалась армия и индустрия, так и разваливается. Да еще новые напасти - то леса сгорят к чертовой матери, то проникнет в пределы северной страны коварная африканская свинячья чума, и российским свинкам начинает грозить карачун, а с ними заодно и фермерам (хорошая инициатива для страны, импортирующей 70% продовольствия), а с ними, вполне вероятно, и мясоедам, то есть нам.
Однако "при старом режиме", как ни странно, обратная связь действовала гораздо лучше, чем это кажется нынешним блогописателям. Правда, называлась она иначе - не блог, не e-mail, и не окаянный твиттер, а проще: ящик личной корреспонденции. В ящике, что характерно, ни микросхем, ни сенсорного дисплея, ни Wi-Fi. Однако как-то обходились.
Ну а работал ящик примерно вот так:
Еще в июле 1941 г. конструкторская группа завода № 37 под руководством Н. Астрова, занятая работами по созданию Т-45, получила промежуточный результат в виде танка "030" (неплавающий вариант Т-40) с усиленной до 20 мм лобовой броней без значительного увеличения массы. Удаление водоходных агрегатов танка и упрощение его внутреннего устройства позволило поднять до 15 мм бортовую броню танка и до 25 мм броневую защиту лба подбашенной коробки. Убедившись в том, что полученный танк при броневой защите, эквивалентной танку Т-26, имеет прежнюю подвижность и проходимость при меньшей цене, Н. Астров и старший военпред завода № 37 В. Окунев написали об этом письмо лично И. Сталину, которое было опущено в ящик личной корреспонденции вождю у ворот Кремля.
В письме они обосновали невозможность выпуска на заводе № 37 в условиях военного времени танка Т-50, но возможность быстрого освоения на тех же площадях нового танка "030", который мог выпускаться в значительно больших количествах нежели Т-40. Уже утром следующего дня на завод приехал В. Малышев, которому было поручено заниматься новой машиной. Интересно отметить, что несколько ранее к В. Малышеву уже обращался начальник ОКБ № 37, предлагавший за счет снятия водоходных приспособлений усилить броневую защиту всех плавающих танков навеской дополнительного броневого листа толщиной 10-12 мм в носовой части или "забетонировать лоб и борта малых и легких танков с целью увеличения их снарядной стойкости".
Нарком одобрил танк, предложенный вместо Т-40, но рекомендовал вооружить его хотя бы легкой авиационной 20-мм пушкой, и уже вечером того же дня вышло постановление ГКО о принятии танка "030" на вооружение под индексом Т-60 и срочной организации его массового выпуска в 1941 г. в количестве 10000 единиц. Для производства предполагалось задействовать 5 заводов НКСМ и НКТП: № 37 (Москва), ГАЗ (танковое производство – завод № 176), Коломенский паровозостроительный (КПЗ) имени Куйбышева, завод № 264 (Сталинградская судоверфь в Сарепте) и Харьковский тракторный (ХТЗ). Силовые агрегаты должны были поставлять ГАЗ и ЗИС. Бро-некорпуса с башнями для завода № 37 – Подольский и Ижорский заводы, для ГАЗа – Выксунский и Муромский, для ХТЗ – Новокраматорский машиностроительный, Ворошиловградский паровозостроительный и Мариупольский металлургический имени Ильича. Коломенский завод, заводы № 38 и № 264 могли их делать сами. Вооружение танка должно было состоять из 20-мм пушки ШВАК, спаренной с пулеметом ДТ. С 1 августа 1941 г. этот танк под индексом Т-60 ("030") пошел в войска.
Об этом интересном случае нам сообщает Михаил СВИРИН в хорошей книжке с довольно таки, увы, пошлым названием "Броневой щит Сталина".
Ну да не в названии дело.
Акцентируем внимание на нескольких моментах.
Первое: реакция Верховного на письмо последовала в течение нескольких часов. Ведь вряд ли Астров и Окунев пошли к ящику "в рабочий полдень" - скорее, вечером, после долгого для в заводском КБ. Сталин, как известно, работал до глубокой ночи - и, вероятнее всего, именно тогда поставил задачу наркому Малышеву.
Второе: Малышев тоже пальцем по столу не возил, равно как и ГКО - положительное решение о запуске танка в серию принято уже к вечеру того же дня. То есть от сигнала до решения прошло порядка суток. И это было не просто "а почему бы и не выпустить такой танчик этак где-нибудь через годик-другой?", а четкие указания, кто и за какое направление отвечает.
Третье: от постановки задачи до выпуска танка в серии прошло меньше двух месяцев.
Можно было какой-то вывод сделать, и т.д. - но зачем?
И так все понятно.
P.S.Вот здесь можно прочитать много интересного о том, как советские дети собирали деньги на танки Т-60 для Красной Армии.
А вот здесь - о том, как эти танки воевали.